Муниципальная программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальном образовании «Тарбагатайский район» на 2018-2

08.09.2017



Утверждена

постановлением  Администрации  МО

«Тарбагатайский  район»

                                                                                от «01»  сентября 2017 г.  № 1000

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальная  программа

«Снижение  рисков  и  смягчение  последствий  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера в  муниципальном  образовании  «Тарбагатайский  район»  на  2018-2020  годы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Паспорт

муниципальной  программы «Снижение  рисков  и  смягчение  последствий  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного характера  в  муниципальном  образовании  «Тарбагатайский  район»  на  2018-2020  годы».

 

 

Наименование Программы

-

Муниципальная   программа «Снижение  рисков  и  смягчение  последствий  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера  в  муниципальном  образовании  «Тарбагатайский  район»  на  2018-2020  годы».

Основание для разработки

Программы

 

 

 

 

 

-

Федеральный закон  «О  защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера»  от  21.12 1994  г.  №  68-ФЗ

 

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ

 

Закон Республики Бурятия  «О защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 26.01.99 г. № 98-II

 Заказчик

 

-

Администрация  МО    «Тарбагатайский    район»

 

Разработчик Программы

-

Отдел ГО  и  ЧС Администрации

  МО «Тарбагатайский  район»

Цель и задачи Программы

-

Целью Программы является  снижение  рисков  и  смягчение  последствий  аварий,  катастроф  и  стихийных  бедствий  в  МО  «Тарбагатайский  район», повышение уровня защиты населения и территорий от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера  (далее  - чрезвычайные  ситуации).

 

 

 

 

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач в области защиты населения и территорий   от  чрезвычайных  ситуаций:

-  дальнейшее  развитие  и  совершенствование  систем  мониторинга  и  прогнозирования  чрезвычайных  ситуаций  и  их  последствий;

- создание  и  совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по  снижению  рисков  и  смягчению  последствий  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера;

- развитие информационного обеспечения управления

 

 

 

рисками возникновения  чрезвычайных   ситуаций;

- разработка  экономических  механизмов  регулирования  деятельности  по  снижению  рисков  и  последствий  чрезвычайных  ситуаций;

- совершенствование  системы  подготовки  специалистов  муниципального звена  территориальной  подсистемы  РСЧС  и  населения  района  к  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях.

Сроки реализации

Программы

-

Реализация Программы планируется   в  2018-2020  годы.

За этот период планируются разработка  организационных,  правовых  и  экономических  механизмов  снижения  рисков  и  смягчение  последствий  аварий,  катастроф  и  стихийных  бедствий,  реализация наиболее  эффективных мероприятий, обеспечивающих получение результатов в ближайшей перспективе.

  

Перечень основных

мероприятий Программы

-

-  Разработка  и  реализация  системы  мер  по  выявлению  опасностей  и  комплексному  анализу  риска  возникновения  чрезвычайных  ситуаций;

-  развитие  системы  мер  по  прогнозированию  и  мониторингу  чрезвычайных  ситуаций;

-  разработка  и  реализация  мер  по  подготовке  специалистов  муниципального   звена  территориальной  подсистемы  РСЧС  и  населения  к  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях,  развитие  методической  базы;

-  развитие  системы  информационного  обеспечения,  системы  связи  и  оповещения  населения  о  чрезвычайных  ситуациях;

-  развитие  и  реализация  мер  по  предупреждению  чрезвычайных  ситуаций,  имеющих  высокую  вероятность  возникновения;

-  развитие  системы  резервов  для  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций.

 -  разработка и реализация мер по  правовой  основе.

Исполнители Программы

-

Администрация    МО  « Тарбагатайский  район»;

МКУ «Хозяйственно-транспортный отдел Администрации МО «Тарбагатайский район»

 

Объемы и источники

финансирования 

Программы

-

Реализация Программы осуществляется за счет средств  бюджета МО «Тарбагатайский район» на  2018-2020  годы.  На Программу запланировано финансирование в объеме -  4569,0 тыс. рублей,  в  том  числе:  в  2018  году  1478,0  тыс. рублей,  в  2019  году 1593,0 тыс. рублей,  в  2020  году  1498,0 тыс. рублей.

 

 

В ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат  корректировке с учетом реальных возможностей  бюджета  МО «Тарбагатайский район».  Отдел  ГО  и  ЧС  Администрации  МО «Тарбагатайский  район»  на  основе  объема  бюджетного  финансирования  программы  на  очередной  год,  с  учетом  хода  реализации  программы  в  текущем  году  и  проведенной  предконтрактной  проработки  размещения  заказов  для  районных  нужд,  уточняет  объемы  необходимых  средств  для  финансирования  программы  на  очередной  финансовый  год  и  направляет  проекты  соответствующих  бюджетных  заявок  с  их  обоснованием  в  управление  финансов  Администрации  МО  «Тарбагатайский  район».

Ожидаемые конечные

результаты реализации

Программы

 

-

Преодоление неблагоприятной тенденции роста                масштабов и социально-экономического ущерба от чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного характера  на территории  МО  «Тарбагатайский  район»;

снижение  на  15-20  %  риска  для  населения,  проживающего  в  районе,  подверженных  воздействию  опасных  факторов  природного  и  техногенного  характера;

сокращение    в 2-3  раза  затрат  на  ликвидацию  чрезвычайных  ситуаций;

уменьшение  на  30-40  %  потерь  населения  от  чрезвычайных  ситуаций.

Система организации

контроля за исполнением

Программы

 

Контроль за ходом реализации Программы  возложить  на   Первого заместителя Руководителя Администрации МО «Тарбагатайский район»   отвечающего  за  вопросы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций.

 

 

Текущее управление и координацию за реализацией Программы осуществляет  заказчик – Администрация МО  «Тарбагатайский  район», МКУ «Хозяйственно-транспортный отдел Администрации МО «Тарбагатайский район»,  Отдел  ГО  и  ЧС Администрации   МО  «Тарбагатайский  район». До 1  апреля   каждого  года  представляет  доклад  о  ходе  и  результатах  выполнения  программы.

 


 

 

1. Анализ исходного состояния проблемы, подлежащей решению

 

Значение безопасности в чрезвычайных ситуациях для населения

и территорий   МО  «Тарбагатайский  район»

 

Анализ чрезвычайных ситуаций на территории  МО  «Тарбагатайский район»

 

Виды  чрезвычайных  ситуаций,  характерные  для  Тарбагатайского  района,  можно  разделить  на  две  условные  группы:

-  первая  группа -  чрезвычайные  ситуации,  зафиксированные  на  территории  района    в  течении  5-7  лет,  в  том  числе  периодически  возникающие  чрезвычайные  ситуации – сезонные;

-  вторая  группа – крупные  аварии  и  катастрофы  техногенного  и  природного  характера,  не  зафиксированные  на  территории  МО  «Тарбагатайский  район»  за  последние 5-7  лет,  но  возможные  в  силу  наличия  источников  их  возникновения.

МО «Тарбагатайский  район» требует особого внимания и подходов в вопросах защиты его населения, территорий и экономического потенциала от чрезвычайных  ситуаций. Перспективы дальнейшего социально-экономического развития МО «Тарбагатайский   район» во многом зависят от уровня безопасности объектов жизнеобеспечения, экономической и социальной инфраструктуры, организаций, ее населения и территорий  в  чрезвычайных  ситуациях.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях означает состояние защищенности человека, общества и окружающей природной среды от чрезмерно вредных воздействий техногенных, природных и экономических факторов.

Уровень  безопасности  в  чрезвычайных  ситуациях  оказывает  решающее  влияние  на  эффективность  работы  органов  местного  самоуправления  по  управлению  риском  возникновения  чрезвычайных  ситуаций,  их  предупреждению  и  ликвидации  их  последствий.  Через  государственное  регулирование  и  при  непосредственном  участии  населения  можно  добиться  приемлемого  уровня  безопасности  жизнедеятельности,  состояния  их  защищенности  от  разного  рода  угроз.

Главной задачей предупреждения и ликвидации  чрезвычайных  ситуаций является осуществление заблаговременного комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное снижение рисков возникновения  чрезвычайных  ситуаций, снижение материальных потерь, размеров ущерба окружающей природной среде, а также на сохранение жизни и здоровья людей в случае возникновения  чрезвычайных  ситуаций.

Цель  государственной  политики  в  борьбе  с  авариями,  катастрофами,  стихийными  бедствиями  и  эпидемиями -  обеспечить    необходимый  уровень  безопасности  ее  населения  и  территорий  в  чрезвычайных  ситуациях,  при  которой  источники  природных,  техногенных  и  экологических  угроз  не  смогут  быть  лимитирующими  факторами  устойчивого  социально-экономического  развития  МО  «Тарбагатайский  район».

 

2


Анализ произошедших чрезвычайных ситуаций

 

          Виды чрезвычайных ситуаций, относящихся к первой группе (условно):

          1.Чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия - паводки, наледные явления, лесные пожары, ураганы).

          2.Чрезвычайные ситуации техногенного характера - аварии на системах жизнеобеспечения, пожары и взрывы на объектах экономики и в жилых домах, катастрофы на транспорте, разрушение дамб.

           Средний ежегодный ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет около 550,0 тысяч рублей без учета социальных и косвенных экономических потерь.

           Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций техно­генного характера являются: изношенность основных производственных фон­дов, ухудшение материально-технического обеспечения сил для ликвидации аварий, нехватка финансовых средств, снижение производственной и техноло­гической дисциплины, неритмичность работы организаций.

           Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природ­ного характера являются: осуществление хозяйственной деятельности и прожи­вание населения на паводково-опасных территориях, низкая надежность загра­дительных дамб, ограниченная готовность службы наблюдения и лабораторно­го контроля.

           Тенденция к снижению количества и масштабов чрезвычайных ситуаций не просматривается без проведения специальных мероприятий. Снижение рис­ка возникновения чрезвычайных ситуаций первой группы не ожидается. Необ­ходим комплекс мер по смягчению последствий данных чрезвычайных ситуа­ций с целью максимально возможного снижения риска пострадавших и матери­ального ущерба, то есть максимального уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций.

 

Анализ возможных чрезвычайных ситуаций

 

           Виды чрезвычайных ситуаций, относящиеся ко второй группе (условно):

           1.Территориальные химические аварии, приводящие к массовым пора­жениям и гибели людей в результате отравления аварийно химически опасны­ми веществами (АХОВ).

          2.Пожары и взрывы, приводящие к массовым поражениям и гибели лю­дей.

          3.Аварии на системах жизнеобеспечения населения, приводящие к мас­совым поражениям людей.

          4.Аварии на гидротехнических сооружениях - прорывы дамб, которые могут привести к катастрофическим последствиям.

          5.Территориальные чрезвычайные ситуации природного характера, при­водящие к массовым поражениям людей.

          6.Массовые инфекционные заболевания людей (эпидемии).

          7.Массовые  инфекционные  заболевания  животных  (эпизоотии).

          8.Массовые  поражения  растений  и  леса  опасными  вредителями  и  болезнями  (эпифитотии).

          Источниками возникновения чрезвычайных ситуаций в МО «Тарбагатайский район» являются потенциально опасные объекты, стихийные бедствия, опасные виды болезней людей и животных, болезни и вредители растений.

 

Оценка опасности источников возникновения

чрезвычайных ситуаций в МО «Тарбагатайский район»

 

Виды источников потенциальных угроз

Коли­

чество

опасных

объектов

Численность населения в зонах возможной

чс

тыс. чел.

Возможное число пострадавших, тыс. чел.

Возможное число погибших и пораженных людей, тыс. чел.

Возможный материальный ущерб, млн. руб.

Взрыво и пожароопасные объекты

 

 

объекты

    

  8

   

   0,45

 

        0,1

 

     0,08

 

      20,0

Гидротехнические сооружения

 

  4

 

    2,7

 

        0,03

 

         -

 

       5,0

Объекты жизнеобеспеч.

населения

 

  4

 

    16,0

 

        16,0

 

         -

 

       12,0

Наледи, весенне-летние

паводки

 

   7

 

     2,7

 

        0,03

 

         -

 

        5,0

Ураганы

  22

     16,0

           4,0

         -

        10,3

Лесные пожары

   4

     6,5

          0,7

         -

       21,0

 

Сохраняющаяся тенденция ежегодного роста количества и масштабов по­следствий аварий, катастроф и стихийных бедствий заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их про­гноза и предупреждения.

До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем за­щиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций уделялось ликвида­ции последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Однако эти усилия становятся все менее эффективными и более затратными. Имеющиеся ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека.

По расчетам международных экспертов и ученых РАН затраты на про­гнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины предотвращенного ущерба*.

Переход России, на анализ и управление рисками как на основопола­гающую систему регулирования безопасности населения и территорий должен обеспечивать преодоление негативной тенденции роста числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.  Так  в  странах  Западной  Европы,  где  осуществляются  меры государственного  регулирования  с  целью  снижения  риска   чрезвычайных  ситуаций,  число  аварий  и  катастроф  сократилось  за  10  лет  в  7-10  раз.  Произошло  снижение  на  40-50%  риска  для  населения,  проживающего  в  районах,  подверженных  воздействию  природных  и  техногенных  опасностей,  сокращение  величины ожидаемого  социально-экономического  ущерба  в  2-3  раза  (за  счет  предотвращенного  ущерба).  И  уменьшение  потерь  населения  при  чрезвычайных  ситуациях  на  30-40 %,  снижение  на  20-30 %  ассигнований  на  ликвидацию  чрезвычайных  ситуаций  из  местного  бюджета.

Несмотря на сложность социально-экономического развития МО «Тарба­гатайский район» в последнее время уделялось внимание вопросам защиты на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На  первом  этапе создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС),  в основном решались задачи спасения населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Главная задача второго этапа развития РСЧС - снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, то есть осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.

           Таким образом, проблема снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера носит характер первостепенной важности, и ее решение относится к приоритетной сфере обеспечения национальной безопасности района. Для решения проблемы требуется принятие неотложных мер во избежание потери условий для устойчивого развития экономики и ее способности к расширенному воспроизводству.

           Проблема требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов власти и руководителей всех уровней за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - организованную ликвидацию последствий.

           Современное состояние РСЧС и уровень развития ее подсистем таковы, что они еще не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим, механизмом практической реализации основных концептуальных положений государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.

 

2.                  Цель, основные задачи Программы

 

          Целью Программы является снижение природных и техногенных рисков и смягчение последствий стихийных бедствий и катастроф в МО «Тарбагатайский район» в интересах повышения уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в условиях возможных чрезвычайных ситуаций и создания необходимых условий для устойчивого развития МО «Тарбагатайский район» Для этого необходимо решить следующие основные задачи:

         - совершенствование и развитие единой государственной автоматизированной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий и интеграция ее с российскими системами;

         - дальнейшее совершенствование информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование системы связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

         - разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

         - разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

         - укрепление материально-технической базы, развитие средств выполнения аварийно-спасательных работ.

 

3.                  Система мер по выявлению опасностей и комплексному анализу риска возникновения чрезвычайных ситуаций

 

          Для проведения оценки уровня природного и техногенного риска крупных аварий и природных катастроф на территории МО «Тарбагатайский район» предполагается:

         - развитие мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, развитие системы пунктов непрерывных наблюдений на территории МО «Тарбагатайский район» интегрированных в единую районную сеть;

         - развитие системы информационного обеспечения управления риском возникновения чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях;

         - совершенствование информационного обеспечения и автоматизированных информационно-управляющих систем в МО «Тарбагатайский район». Внедрение системы научно-методического обеспечения и информационной поддержки в области снижения рисков техногенных чрезвычайных ситуаций. Создание автоматизированной системы управления прогнозированием и предупреждением чрезвычайных ситуаций в МО «Тарбагатайский район»;

         -  развитие автоматизированНазад к списку