О границах муниципальных образований

11.09.2017


Начавшаяся в Российской Федерации с 2003 года муниципальная реформа обязала органы власти всех субъектов Российской Федерации до 1 января 2005 года установить границы муниципальных образований согласно новыми требованиями и наделить муниципальные образования соответствующим статусом. Определение границ муниципальных образований является одной из основ организации местного самоуправления, устанавливающей территорию, в пределах которой осуществляется управление и обеспечивается реализация отдельных государственных полномочий, переданных муниципальным образованиям.

Несмотря на установленные республиканским законом от 31.12.2004 года №985-III (далее – Закон о границах) границы муниципальных образований, вопрос их корректного описания и установления на местности неоднократно поднимается как со стороны органов местного самоуправления и граждан, проживающих  на территории муниципальных образований, так и со стороны Управления Росреестра по Республике Бурятия.

Работы по описанию границ муниципальных образований проведены в 2012 году за счёт республиканского бюджета по заказу Правительства Республики Бурятия.

По мнению Управления Росреестра по Республике Бурятия оценка качества выполненных работ по описанию границ в первую очередь должна основываться на их соответствии требованиям действующего законодательства, а также требованиям, установленным государственным контрактом на выполнение землеустройства.

Так, обязательность соответствия границ муниципальных районов как муниципальных образований границам районов как единиц административно-территориального деления заложена в республиканском законе «Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия», принятом Народным Хуралом в 2007 году. По известным причинам это требование основано на исторически сложившихся социальных, экономических, культурных и географических традициях и факторах. К сожалению, по результатам упомянутых выше работ многие районы получили две отличные друг от друга границы. В результате, по отдельным случаям, площадь района как муниципального образования может отличаться от площади района как административной единицы на десятки тысяч гектар, а расстояния между двумя границами, которые по республиканскому закону обязаны совпадать, может достигать 15 километров.

Нельзя не упомянуть и о реально пострадавших от путаницы с границами гражданах, чьи сельскохозяйственные угодья или части угодий оказались в границах, подведомственных администрации соседнего муниципального образования.    

Установленный федеральным законодательством порядок действий при выполнении работ по описанию и установлению на местности границ, как муниципальных районов, так и сельских и городских поселений, предусматривает утверждение на начальном этапе текстового описания прохождения границ, и, в последующем, установление описанных границ на местности.

В связи с тем, что по итогам принятия в 2004 году Закона о границах республика получила «размытое» и некорректное текстовое описание границ муниципалитетов, качество выполнения работ по их координатному описанию (в целях внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости), работ по установлению их на местности имело особое значение.

Между тем, результаты выполненных в 2012 году работ именно в части установления границ на местности, стали основанием для обращения Управления Росреестра по Республике Бурятия в органы прокуратуры с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в связи не выполнением условий технического задания к государственному контракту на выполнение работ по границам.

Судебными органами на основании исковых заявлений прокуратуры в отношении границ всех рассмотренных 10 муниципальных образований приняты решения о несоответствии выполненных работ требованиям технического задания.

В дальнейшем, на основании рассмотрения поступивших обращений органов местного самоуправления, кадастровых инженеров и граждан о некачественно проведенных работах, Управлением Росреестра по Республике Бурятия принято решение о проведении в плановом порядке по всем муниципальным образованиям республики исследований на предмет соответствия результатов работ исходным данным в рамках государственной экспертизы землеустроительной документации.

По состоянию на сентябрь 2017 года уже утверждены заключения о необходимости доработки документации подготовленной в отношении 46 муниципальных образований 3 районов республики. 

Назад к списку