Гражданский форум Республики Бурятия "Гражданская активность и ответственность во благо развития БУРЯТИИ"

27.10.2017


Сегодня 27 октября 2017 года сотрудники РЭБЦУ во главе с директором В.Н. Тимофеевым приняли участие в гражданском форуме Республики Бурятия «Гражданская активность и ответственность во благо развития Бурятии», площадке «Потенциал развития кадрового обеспечения на селе». Мероприятие проходило в зале заседаний Правительства Республики Бурятия.

Цель форума: обсудить потенциал, перспективы кадрового обеспечения АПК Республики Бурятия.

Открыл площадку Бальжиров Б.Г.-председатель Общественной палаты РБ, председатель Ассоциации фермеров Республики Бурятия

На обсуждение были предложены доклады Цыбикова Б.Б.-кандидата сельскохозяйственных наук, доцента, декана агрономического факультета БГСХА им. В.Р. Филиппова, на тему: «Проблемы и перспективы подготовки специалистов агрономического профиля»; Бадмаевой Д.Д.-заместителя директора по научно-методической работе Бурятского аграрного колледжа им. М.Н. Ербанова, на тему: «Подготовка квалифицированных специалистов на базе колледжа»; Тимовеев В.Н.-директор РЭБЦУ, на тему: «Развитие агроклассов. Учебные опытные участки»; Гомбожапов Б.Б.-руководитель СПК «Улекчин»

В обсуждении также приняли участие Попов А.П.-председатель Народного Хурала АПК Республики Бурятия, и.о. министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия Брыков П.С. и др.

В резолюцию форума включили все обсужденные проблемы:

При анализе АПК выделяются следующие проблемы: слабая профессиональная подготовка кадров; "старение" кадров, сопровождающееся нежеланием молодых специалистов работать в сельском хозяйстве; высокая сменяемость руководителей и специалистов  из-за отсутствия экономической стабильности в аграрном секторе; несовершенство существующих методов оценки образовательных потребностей в АПК; нехватка финансовых ресурсов у хозяйств.

Практика показывает, что механическое увеличение объемов подготовки специалистов вузами не решает задачи комплектации предприятий АПК квалифицированными кадрами. Молодежь, как и другие трудоспособные работники села в возрасте до 50 лет, отправляются на более высокие заработки в городах. Например, только 35 % должностей инженеров занимают специалисты с высшим образованием.

Согласно данным Минсельхозпрода РБ в последние годы на предприятиях сельского хозяйства остаются трудиться около 20 % выпускников вузов соответствующих специальностей. Текучесть рабочих кадров, как и сменяемость руководителей предприятий, продолжает оставаться высокой. При этом органы управления АПК не вовлечены ни в вопросы набора, ни в трудоустройство выпускников. Такая ситуация объясняет двухкратное расхождение показателей отчетности вузов о получивших направления на предприятия АПК - 50- 55 % и отчетности органов управления АПК субъектов Федерации о прибытии на предприятия АПК молодых специалистов 23-25 %. По мнению специалистов, в ближайшем будущем численность селян будет сокращаться. Причем скорость этого трицательного процесса будет нарастать.

Особенно тревожным сигналом можно считать уменьшение численности представителей сельской молодежи в возрасте 11- 15 лет группы, которая находится на пороге вступления в трудоспособный возраст. На процессы привлечения квалифицированных кадров в сельское хозяйство негативное влияние оказывают условия жизни на селе. Ухудшение социальной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий выражается в уменьшении числа детских садов, социально-культурных, коммунально-бытовых  учреждений в сельской местности, сокращении перечня и ухудшении качества услуг учреждений, продолжающих свою работу. Для того чтобы предприятия сельского хозяйства не испытывали нехватки высококвалифицированных кадров, требуется создать такую систему подготовки специалистов, которая привлечет в аграрные образовательные учреждения молодых людей, заранее определившихся с выбором своего профессионального пути. Акцент должен быть сделан на молодежи, желающей работать в сельском хозяйстве, стать конкурентоспособными специалистами, умеющей и желающей организовать эффективное производство сельскохозяйственной продукции, обустроить село, создать условия для труда и отдыха своего окружения. Соответствующим образом следует выстраивать профориентационную работу среди сельских школьников. Изменений требует и организация учебного процесса в образовательных учреждениях. Дополнительные финансовые ресурсы можно привлечь за счет специфики сельскохозяйственных учебных заведений. Кроме образовательных услуг, предоставляемых большинством учебных заведений России, образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля могут предложить сельскохозяйственную продукцию, выращенную на опытных, учебных и производственных полях. Оптимизации структуры подготовки специалистов в новых экономических условиях может послужить создание единых образовательных комплексов, включающих в себя профессионально-техническое, среднеспециальное, высшее, последипломное образование. Стратегической задачей таких комплексов будет являться формирование системы непрерывного образования, осуществляющей ступенчатую подготовку специалистов. Главным преимуществом единого образовательного центра будет концентрация ресурсов, координированность и преемственность учебных программ, большая привязка содержания образования к реальным потребностям рынка труда. Следующим направлением улучшения системы подготовки кадров должно стать образование специализированных агроклассов в сельских школах, где подбор школьников осуществлялся бы с прицелом на их дальнейшее поступление в сельскохозяйственные вузы, по окончании которых они бы могли работать в системе АПК.

В настоящее время предприятия должны ставить свои условия и требования к принимаемым на работу специалистам, становиться прямыми заказчиками для учебных заведений, поэтому  вузам следует налаживать устойчивые связи с предприятиями АПК, заключать договоры на целевую подготовку специалистов, в которых должна быть предусмотрена возможность прохождения практики, стажировок, получения стипендии за счет будущего работодателя.

Заслушав и обсудив выступления участников дискуссионной площадки рекомендуют:

1. Правительству Республики Бурятия для стабилизации ситуации на рынке

труда в сельской местности и закрепления молодых специалистов:

1.1. Продолжить реализацию мероприятий Государственной программы

«Развитие АПК и сельских территорий в Республике Бурятия» направленных на закрепление молодых специалистов на селе, в том числе предоставление подъемных.

1.2. Расширить комплекс мероприятий, направленных на социальное и инженерное обустройство сельских поселений, развитие сельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширение рынка труда, развитие процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.

1.3. Совместно с главами муниципальных образований районов рассмотреть возможность организации и проведения районных и республиканских олимпиад, среди учащихся, в целях популяризации работы в сельской местности, с предоставлением возможности для победителей конкурсов поступление, на льготной основе, в специализированные учебные учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Назад к списку